Цензурой по пропаганде

Литва продолжает яростную битву на невидимых фронтах информационной войны. С благословения международных организаций, которые ставят нашу страну на вершины рейтингов по уровню свободы слова, позволено заткнуть рты не только вражеским СМИ, но даже врать собственным журналистам.

«Задемонизировали»

Фото из архива «ЛК»
Фото из архива «ЛК»

«Литовская комиссия по  радио и телевидению (ЛКРТ), проведя расследование о возможном нарушении  пункта  3  части 1 статьи 19 Закона об информировании общества в программе «Чрезвычайное происшествие. Расследование», транслировавшейся 15 апреля 2016 года на канале NTV Mir Lithuania транслятора Baltic Media Alliance Ltd, установила, что высказанные в ней утверждения разжигали национальную рознь», — постановил на прошлой неделе главный надзорный орган телевидения всея Литвы.

Комиссия приняла решение обязать ретрансляторов, осуществляющих деятельность на территории Литвы, а также других лиц, предоставляющих услуги распространения телепрограмм в Интернет и распространяющих телепрограмму NTV Mir Lithuania, в течение 12 месяцев со дня вступления в силу этого решения распространять ее только за дополнительную плату в пакетах телеканалов.

«В программе Балтийские государства открыто «демонизировались», приписываемые им этикетки в обществе воспринимаются однозначно отрицательно, отпугивают — националисты, неофашисты, нацисты, радикалы. Правда представляется только отчасти, информация сознательно отобрана,  и таким образом, хотя каждое высказанное утверждение отдельно не может оцениваться как явно ложное, создается общая совокупность отрицательных вестей о Балтийских государствах и их жителях, зритель настраивается против них», — говорится в пояснении комиссии.

«Я надеюсь, что на это решение обратит внимание руководство канала. Что будет реакция. В особенности из-за того, что в прошлые разы уже фиксировались серьезные нарушения», — сказал председатель комиссии Эдмундас Вайтекунас.

«Постоянное повторение тех же мыслей заставляет аудиторию верить в то, что говорится, не анализировать представляемое содержание — «Балтийские станы — государства, поддерживающие фашизм, проживающее в них русское нацменьшинство преследуется». Распространенная в программе информация во многих случаях основывалась не на доказательствах, а на предположениях. Обсуждаемые темы, свидетели событий, собеседники и эксперты выбраны так, чтобы иллюстрировали или якобы подтверждали утверждения ведущего программы или корреспондента. Не осуществлено право ответа другой стороны, не представлены альтернативные мнения по спорным вопросам», — отметили в ЛКРТ. «Спорные вопросы», по мнению литовских цензоров, — это историческая оценка Холокоста в Литве и Латвии.

«Не представлено мнение обвиняемых сторон — Литвы и Латвии, их должностных лиц, объяснения по поводу официальной политики власти относительно просвещения нацменьшинств в Литве, положения русского нацменьшинства в Латвии. В отношении Балтийских государств используется отрицательная терминология — «латвийские негры», «последователи легионеров балтийского СС» и так далее», — говорится в пояснении комиссии.

В каком конкретно месте комиссия узрела разжигание розни или откровенную ложь, не уточняется. Решения в письменном виде на момент подготовки этой статьи так и не было. Прокомментировал председатель комиссии и недавний звонок министру иностранных дел Литвы Линасу Линкявичюсу известных российских пранкеров Вована и Лексуса, которые, представившись министром юстиции Украины, разговорили дипломата.

«Мы руководствуемся нашими законами в той части, где запрещено подстрекание к войне и разжигание розни. А всякие такие шуточки мы не рассматриваем», — сказал Э. Вайтекунас. Зафиксируем это на всякий случай, а то вдруг завтра передумают и будут считать и тот звонок грубым нарушением.

И, конечно, нет смысла надеяться, что столь же пристальному вниманию однажды подвергнутся и каналы на литовском языке, которые, очевидно, дают только взвешенную и объективную информацию, предоставляют слово всем сторонам, и ни в коем случае никого не демонизируют. Ну а главными победителями из этой истории выйдут интернет-пираты, которые дают возможность за деньги и без смотреть все что угодно. Налоги в казну Литвы такие компании, разумеется, не платят.

Если про Путина, то врать можно

Это решение комиссии особенно многозначительно выглядит на фоне другого относительно недавнего вопроса. Напомним, в мае прошлого года литовские надзорные органы официально разрешили литовским СМИ открыто лгать о президенте России Владимире Путине и событиях в РФ, если информация будет содержать исключительно негативную оценку. Такое разрешение следует из решения Инспекции по журналистской этике. Инспекция отклонила жалобу на открытую дезинформацию во время новостного блока коммерческого телеканала LNK в связи с «напряженной геополитической обстановкой» и «информационной войной, которую Россия ведет против Литвы».

Подробности решения тогда описал портал Faktai.lt. «Литовская Служба инспектора по журналистской этике придерживается мнения, что информация, публикуемая в литовских СМИ, не должна быть точной, и отмечает, что в напряженной геополитической ситуации и во время информационной войны распространение информации, не соответствующей реальности, т. е. лжи, имеет оправдание и не противоречит главным принципам информирования общества», — отмечает медиаресурс.

Такой вывод Служба инспектора по журналистской этике сделала, рассматривая жалобу Арунаса Шиласа на информацию, представленную 18 декабря 2014 года на канале LNK в программе «Вести. Криминал», якобы президент России Путин на неудобные для него вопросы «даже не удостоился ответить. Например, на вопрос журналистки оппозиционного канала „Дождь“ о Чечне и нынешнем ее режиме».

Шилас в своем заявлении указал Службе инспектора по журналистской этике, что Путин отвечал на вопрос упомянутой и показанной в репортаже журналистки канала «Дождь» Ксении Собчак в течение 7 минут, и сказал, что утверждение телеканала LNK не соответствует действительности и нарушает требования Закона об информировании общества и Кодекса этики журналистов и издателей.

«Служба инспектора по журналистской этике, проведя независимое и компетентное расследование, установила, что жалоба Шиласа не обоснована», — пишет медиаресурс.

Ранее чиновники от надзорных органов приняли решение приостановить вещание российского спутникового телеканала «РТР-Планета», который входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Им не понравилась одна из программ телеканала — «Вечер с Владимиром Соловьевым».

При этом премьер Альгирдас Буткявичюс в апреле прошлого года всячески хвалил цензоров, называя решение комиссии «правильным и объективным».

Что дальше?

Про гениальные отчеты Департамента госбезопасности, куда раньше (в этом году случилось чудо, и конкретных перечислений нет) все СМИ на русском языке в Литве попадали в качестве  инструментов вражеской пропаганды,  уже не вспоминаем.

Однако совершенно ясно, к чему это все приведет. Не будем повторяться про торжество единого правильного мнения и генеральной линии партии. Отчего тут не вспомнить  слова преподавателя Института международных отношений Кястутиса Гирнюса, который в прошлом году прямо сказал, как в нашей стране увеличивается конформизм: «Сейчас уже одинаковые мнения, мало кто осмеливается оценивать по-другому, допустим, действия России на Украине. Мне запомнились слова посла ЕС в Москве Вигаудаса Ушацкаса. Он сказал, что литовские СМИ немного пристрастно оценивают события в России. И как только он это сказал, началось достаточно единое, удивившее меня нападение на дипломата. Когда СМИ одинаково сообщают о том или ином событии, напрашиваются два вывода — это делается правильно или неправильно. А каких-либо исследований, куда идут литовские СМИ в последние годы, нет. Думаю, мы ошибаемся, борясь с Путиным методами самого же Путина. Я уверен, что это не задача государства — защищать людей от пропаганды, как, кстати, и от порнографии. Я доверяю здравому смыслу».

За год что-то поменялось?

Михаил КИСЕЛЕВ

5
Оставить комментарий/ Parašyti nuomonę

avatar
600
5 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
РичардAstimur2Капитан Немо Авторы недавних комментариев
Новые/ Nauji Старые/ Seni Большинство проголосовавших
Ричард
Гость
Ричард

К сожалению,при решении принципиальных вопросов,где нужен коллективный разум квалифицированного большинства наших членов Сейма,умных и сознательных явно не хватает.Это в высших эшелонах власти,а что может сказать Бава со своего «пьедестала»,боясь потерять то что имеет.Ему остаётся только подвывать и тявкать на своего кумира ВВП.

As
Гость
As

Да баболёлики бояться демократии как чёрт креста.

timur2
Гость
timur2

«Думаю, мы ошибаемся, борясь с Путиным методами самого же Путина.» в том то и дело что даже » великий и ужасный» этих «методов» не использует ! А вот молодые и смелые «демократии» поставили на поток — та же свободолюбивая Майдания которую тащили к себе демократы ЕС теперь впереди планеты всей!… Читать далее/ Toliau

timur2
Гость
timur2

«Не представлено мнение обвиняемых сторон — Литвы и Латвии, их должностных лиц, объяснения по поводу официальной политики власти относительно просвещения нацменьшинств в Литве, положения русского нацменьшинства в Латвии. В отношении Балтийских государств используется отрицательная терминология — «латвийские негры», «последователи легионеров балтийского СС» и так далее»,» более лживого и предвзятого «пояснения»… Читать далее/ Toliau

Капитан Немо
Гость
Капитан Немо

О каком здравом смысле говорит автор? Закрыли НТВ. Если уж считать канал пропагандистским, то он, по логике, должен ьыть заблокирован полностью. Но у нас можно его смотреть, но за дополнительную плату. Хочешь стать «распропагандированным» — плати! А социальную рекламу с призывами «Помогите мамите» суют на всех каналах. Стыдно должно быть… Читать далее/ Toliau